Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 79.43 93.81

Фотография «История воздушных ворот города Нефтекамск. Нефтекамский аэропорт».

Фотография «История воздушных ворот города Нефтекамск. Нефтекамский аэропорт».

Наш город, несмотря на свой сравнительно молодой возраст, имеет свой аэропорт – воздушные ворота во многие города страны. Представляем интересную фотографию из фондов городского историко-краеведческого музея под номером ОФ 10133/57, переданная местным краеведом Ф.Д. Бредневым 29.11.2023 года, которая может об этом рассказать.
Правда, первая площадка для посадки санитарных и почтовых самолетов была оборудована в поселке Николо-Березовка, в нескольких километрах от строящегося города в конце 50-х годов XX века. Разработка нефтяных месторождений, строительство объектов промышленной и социальной инфраструктуры - все это требовало обеспечения бесперебойной доставки не только грузов, но и увеличения перевозки пассажиров.
Первые самолеты АН-2 приземлялись в летнее время на утрамбованное поле при помощи шасси, а в зимний период использовались лыжи, прикрепленные к основаниям шасси.
Полеты выполнялись регулярно через день. Но этого было недостаточно! Вскоре, самолеты принимали ежедневно, потом по два, по три рейса в день. И пассажиров, и самолетов становилось все больше и больше. Порой рейсы выполнялись по 12 раз в сутки.
Но, Николо-Березовская площадка могла принять только маленькие самолеты, самолеты большего класса такие как ЛИ-2 сесть на ней не могли и было принято решение найти другое посадочное место.
В феврале 1964 года такое место было определено. Это место, где горожане уже привыкли видеть аэропорт. Площадка была освоена под зимний аэродром. Работа предстояла большая, необходимо было убрать снег, разровнять и прикатать грунт. К 19 февраля работы были закончены, и площадка готова была к приему первого самолета. Первый технический рейс совершил самолет ЛИ-2, пилотируемый полярным летчиком командиром Уфимского авиаотряда Фоатом Утяшевым, на котором прибыли и будущие штатные сотрудники аэропорта. Посадка прошла успешно. Руководители города, тогда управляющий трестом «Башнефтепромстрой» Ю. Баталин и начальник Нефтепромыслового управления Н. Лаптев обещали сделать проект и смету постоянной взлетной полосы и профинансировать строительные работы.
Так к середине 60-х годов стали существовать два аэропорта. Маленькие принимались на Березовскую площадку, а большие на Нефтекамскую. Начальнику объединенного аэропорта Нагику Габдулхамитовичу Идрисову приходилось разрываться между двумя площадками.
Прошла зима, растаял снег и самолеты не могли больше садиться на раскисшее поле, подходило время посевной. Власти подключились к решению вопроса окончательно. Были подготовлены документы по отчуждению 50 гектаров земли и сразу приступили к её расчистке. В середине мая полосу подготовили, 20 мая полеты возобновились. В своих воспоминаниях министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Владимир Чирсков, в 60-е годы работавший в тресте «Башнефтепромстрой» пишет: «Какой город с малым числом жителей мог бы принимать тяжелые авиалайнеры? А в Нефтекамск летают многоместные самолеты из Москвы. Надо было наладить поток грузов для быстрого наращивания объемов добычи нефти и безотлагательного развития города. А ведь построили аэродром под видом нефтепромысловой площадки, предварительно заручившись устным разрешением министра гражданской авиации».
Только в августе 1968 года было возведено современное, по тем временам, здание аэропорта с диспетчерским пунктом управления полетами.
Регулярные рейсы выполнялись в Уфу, Набережные Челны, Москву, Сургут, Нижневартовск. Летали в основном самолеты средней дальности АН-24, при необходимости могли приземляться и Як-40, АН-26. В дальнейшем АН -72, Л-410, АТР -72, взлетно-посадочная полоса позволяла это делать. В 90-е регулярно летали самолеты по маршруту Нефтекамск-Уфа-Сибай. Вахтовые рейсы, сельхозавиация, вертолеты нефтяников и газовиков, почта и медицина. Аэропорт обслуживал полеты, работала метеорологическая служба, топливозаправщики, служба наземного обеспечения.
Но время вносит свои коррективы. Развитие автотранспорта, улучшение и строительство новых и современных дорог, все это привело к тому, что аэропорт был законсервирован. В 2010 году была проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы. А аэропорт можно в любое время расконсервировать и начать приемку и отправку самолетов в любые регионы нашей страны.
599

Оставить сообщение: